Осторожно: самодеятельность!«Арт-Студио», Максим Спиридонов
Прошло ли время массовиков-затейников?
Предположим, вы затеяли ремонт в своей квартире, и случилось так, что профессией штукатура, маляра, отделочника, как другими строительными специальностями вы не владеете. Ну, не обучили вас этому в школе.
 |  |
Человек здравомыслящий, в такой ситуации наверняка придет к мысли о необходимости привлечения некого лица или группы лиц, способных воплотить его мечту об уютном домашнем гнездышке в реальность. Начинается поиск этих волшебников стамески и мастерка. Какими критериями будете руководствоваться вы при выборе исполнителя? Нет сомнений, что вопрос, который станет волновать вас в первую очередь, это профессионализм строителей, умение выполнить работу качественно и сообразно вашим пожеланиям. Общая сумма затрат по смете, разумеется, также станет предметом для размышлений. Однако, если есть опасность, что ремонт будет сделан скверно даже самые низкие цены вряд ли могут склонить к решению о заключении договора с непрофессионалами. Ведь если вскоре после окончания работ начнет сыпаться штукатурка, а паркет вздыбится подобно коню Буденного деньги окажутся выброшенными на ветер, а сделанный ремонт станет прямой иллюстрацией сакраментального выражения «Скупой платит дважды».
Для убедительности примера можно вспомнить не только о ремонте, но и, скажем, о лечении зубов (вас не пугает врач-недоучка?), о полетах на самолете (вы рискнете сесть в авиалайнер с непрофессионалом у штурвала?). Думается, что во всех случаях ответ будет отрицательный, даже если цена подобной «услуги» окажется до смешного низкой.
Однако, как ни странно, при необходимости организовать праздничное мероприятие многие обращаются к услугам самодеятельных артистов, коллективов и режиссеров.
Аргумент один это дешевле.
Мы ни в коем случае не хотим обидеть никого из энтузиастов-любителей театрального дела, среди них встречаются действительно яркие и талантливые артисты, только их очень и очень мало. Как ни крути, но в нашей театральной профессии, также, как и в других, многое решает «ремесло», «школа», профильное образование. Используя аналогии с ремонтом человек может быть прирожденным маляром, но если его не обучили правильно держать кисть и смешивать краски как маляр он бесполезен, более того: опасен, так как способен, совершенно без злого умысла, все испортить.
Если говорить об основных отличиях профессионала от любителя то стоит упомянуть:
Профильное образование
Надо сказать, человек получивший диплом театрального ВУЗа выносит оттуда не только знание системы Станиславского и профессиональные навыки, но и целый ряд попутных, однако необходимых в работе, умений. Это культура речи, этикет, пластика и тому подобное.
Художественный вкус
Это звучит достаточно громко, однако означает всего лишь способность не нести пошлость и отличить «умное» от «глупого». Художественного вкуса в первую очередь и не хватает самодеятельным артистам, совершенно честно считающим сценарии, почерпнутые из брошюрок типа «33 сценария свадьбы» вполне достойными.
Опыт, основанный на знании
«Теория без практики мертва», а потому, накопленный опыт позволяет артисту «не потеряться» в нестандартной ситуации, каковых в профессии более чем достаточно. Здесь важно оговориться многие самодеятельные артисты также могут похвастаться большим опытом: «20 лет с гармошкой!». Но в данном случае количество не может быть равно качеству, если человек изначально не владеет «ремеслом». Пять, десять, двадцать лет может работать «заслуженный тамада города и окрестностей», называя себя артистом и повторяя одни и те же ошибки.
Таким образом, возвращаясь к вопросу «прошло ли время массовиков затейников?» пока нельзя ответить положительно. До тех пор, пока заказчики готовы платить за халтуру (пусть даже сделанную с горящими глазами и искренним желанием помочь) предложения подобного рода будут поступать, а значит впереди еще немало праздников в стиле: «Здрасте, гости дорогие! Ну а вы то кто такие?..».
|